ГлавнаяРегистрацияВход Пятница
29.03.2024
07:30
Приветствую Вас Пешеход | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Автомобили [28]
Все об автомобилях и бездорожье
Рыбалка [10]
Всё, что связанно с рыбалкой.
Туризм [12]
Общие навыки
Разное [8]
Полезные штуковины
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
 Каталог статей 
Главная » Статьи » Туризм

Водное путешествие.
Режим и порядок движения.
В водных путешествиях надо двигаться без обеда и выбирать место стоянки с расчетом на ночлег.
Понятно, что останавливаться надо раньше, так как поиски сухого топлива и приготовление ужина под дождем будут затруднены.
Сильно мешает туристам, сбивая темп движения, встреч­ный ветер. При большой парусности судов ветер лучше пе­реждать, сократив утренний переход и соответственно увели­чив часть маршрута по «простой» воде вечером, когда ветер обычно утихает.
На режим походного дня влияют и световые условия: при плохой освещенности или низком положении солнца, светя­щего прямо в глаза туристам, нельзя проходить пороги, ши­веры и т. н. Преодоление этих препятствий надо переносить на более подходящее время суток.
На лодках путешествуют кильватерной ко­лонной с дистанцией 30-50 м между судами. По узким рекам или при высокой скорости попутного течения дистан­ция увеличивается до 100-150 м.
Препятствия в водном путешествии проходятся поочеред­но. При подходе к ним вперед выдвигается судно с наиболее опытным экипажем. За ним, не отдаляясь далеко от берега, идут другие суда.
В случае признака опасности, экипаж впе­реди идущей лодки высаживается и с берега производит раз­ведку дальнейшего пути.
Просмотр препятствия заключается в определении его ха­рактера, в выборе способа и порядка движения группы через преграду. Иногда для лучшей разведки водного потока в него сбрасывают контрольные буи (палки или отрезки бревен). При сложном фарватере и незаметных с воды препятстви­ях полезно установить на берегах вехи или поставить «ма­хальщиков», которые укажут экипажам проходящих судов направление поворотов. В случае необходимости ниже опас­ного места на берегу выставляются посты со спасательными средствами. Линия движения в туристском плавании зависит от харак­тера воды. На небольших равнинных реках, наиболее удоб­ных для путешествия новичков, линией движения судов яв­ляется главный поток. Здесь надо идти по глубоким местам, чтобы полностью использовать скорость течения и по фарва­теру преодолевать различные препятствия. На крупных речных артериях туристы должны соблюдать правила плавания по внутренним судоходным путям и дер­жаться вблизи правого по ходу берега, чтобы не мешать дви­жению крупных судов. На быстрых и сложных реках (например, предгорных) желательно строить линию движения так, чтобы направлять лодку с одного мыса на другой, пересекая фарватер на пле­сах. Во всяком случае, при подходе к крутым поворотам или препятствиям важно не оказаться и главном потоке, который может навалить лодку на прижим или затащить ее в высокие стоячие валы.
При плавании по открытым водным пространствам прихо­дится постоянно учитывать возможность сильных ветров, больших волн, прибоя и строить план перехода в зависимос­ти от конкретных условий, не отдаляясь на большое расстоя­ние от берега, чтобы всегда иметь возможность пристать к нему в случае ухудшения погоды.
 
Загрузка лодок и маневры.
На лодках под основную массу вещей отводится полубак до передней банки.
На каждом судне должны быть спальные принадлежнос­ти, личные вещи, часть посуды, хлеб, продукты на случай, если лодка отрывается от группы по какой-либо причине.
Команда размещается в задней половине.
Продукты рекомендуется держать в ящиках или чемода­нах. Личную посуду после обработки лучше собрать в ведро и укрепить, где удобнее. Костровые и спальные принадлеж­ности, палатки, удочки необходимо укрепить вдоль бортов изнутри. Опорный крюк должен лежать под рукой, спассредства на полубаке поверх вещей, там же фа­линь и буксирный конец, свернутые в бухточки.
При остановке для ночлега на спокойной несудоходной и нелесосплавной реке лодку можно оставлять на ночь в воде, надежно закрепив фалинь за дерево или клин. Весла следует убрать на берег. На открытых водных просторах лодку лучше на ночь вытащить на прибрежную отмель, а рано утром снова поставить на воду, чтобы не обсыхала. Но прежде всего лод­ку следует освободить от груза. Нагруженную лодку нельзя волочить по грунту. Погрузку вещей можно производить, когда лодка уже на воде.
При посадке нельзя допускать, чтобы люди впрыгивали в лодку. Они должны входить в судно по очереди с кормы, за­нимать свое место на банках. Гребцы вставляют в подключники уключины, в уключины весла и кладут их по бортам; рулевой с берега отдает фалинь, укладывает его в бухточку на полубаке и, оттолкнув лодку на свободную воду, занимает свое место.
Подходя к берегу, рулевой должен развернуть лодку про­тив течения и, направив ее под очень малым углом к берегу, скомандовать: «Шабаш!». Гребцы кладут весла по бортам, а рулевой, используя набранную скорость, подводит ее бортом вплотную к берегу. Сидящий на передней банке выскакивает с колом и топором и, доведя за фалинь лодку до места, забивает кол и швартует ее. Люди встают, забирают весла и поки­дают судно по очереди.
В теплую летнюю погоду грузить багаж луч­ше не с берега, а выведя суда на прибрежное мелководье. Грузить вещи удобнее двоим — один носит и передает, другой, стоя в воде, принимает и укладывает. На кильсон, следует сложить консервы в банках и неходовую обувь, а ближе к конспиту, где пространство под декой шире и выше, можно разместить емкости с продуктами и, где останется место, бидон с пи­тьем и ведро с посудой. Одежду, белье и другие легкие вещи уложить по бортам в гермомешки(драйбэги)специальне цилиндрической фор­мы непромокаемые мешки. Под ноги необходимо положить тряпку, а сиденье чем-либо прикрывают, чтобы не намочить его. Спринцовку лучше положить сбоку, привязав ее длинной бечевкой. Очки, часы, носовой платок удобнее держать в нагрудных кар­манах.
Нужно помнить, что посадку и вы­садку «с воды» нельзя производить, если глубина больше, чем по колено.
Важ­но, чтобы в процессе гребли туристы больше работали туло­вищем, делали длинную проводку с некоторым ускорением и опускали весла в воду не глубже, чем на пол-лопасти. Главное в гребле — широкие и свободные движения с максимальным расслаблением мышц в момент заноса весла и сильным гребком при проводке. Кроме основного приема проводки весла, туристы долж­ны уметь «табанить» (активно тормозить веслами), правильно садиться и высаживаться из судна, отходить и подходить на судне к берегу и четко выполнять команды: «Весла по борту!» (при входе в узкое место), «Суши весла!» (для прекращения гребли) и др. Подает команду к таким маневрам и управляет рулем на туристском судне обычно задний гребец.
Линия движения против течения на гребном судне выби­рается по возможности там, где скорость потока наименьшая.
Встречные быстрины при скорости свыше 2-3 м/сек и дру­гие препятствия преодолеваются с помощью проводки. Ту­ристы выходят в воду (ноги должны быть обязательно обуты) и, взявшись по двое за лодки, проводят их вброд по мелко­водью.
На равнинных реках с сухими незалесенными берегами удобнее движение на бечеве-крепкой веревке длиной до 50 м. Один из туристов бук­сирует судно по берегу, второй, сидя в ней, помогает веслом удерживать ее около берега.
Вариант 2: турист идет по берегу и с помощью длинного (5-7м.) шеста направляет нос судна в нужную сторону. На мелких таежных реках с густой береговой растительно­стью при использовании лодок иногда применяют технику хож­дения на шестах. При этом шестами работают обычно два ту­риста, один стоя на корме, другой-на носу лодки. Согласо­ванно «толкаясь» шестами в дно реки, они проводят судно вперед. Если эти приемы неприменимы, волочат лодки по бе­регу.
 
Сплав на плотах.
Сплав на плотах требует минимальных затрат и мини­мального веса груза, который необходимо взять с собой. Отсюда доступность путешествий на плотах. Основой деревянного плота служит став из бревен, обеспечивающих необходимую грузоподъемность. В тех местах, где нет удовлетворительного материала для строи- тельства деревянного плота, можно использовать надув­ные плоты. Основой надувного плота служит рама из жердей, к кото­рой крепятся детали оснастки, а снизу привязывают автомо­бильные камеры или самодельные надувные мешки, обеспе­чивающие плавучесть. Такой плот начинающая группа может собрать за 2-3 дня, а деревянный- за 4-5 дней.
Надув­ной плот имеет некоторые преимущества перед деревянным. Прежде всего, он легче. Поэтому на нем проще отгребаться от препятствий, его легче снимать с камней. Надувной плот обладает большим запасом плавучести. Поэтому он не встает на ребро, когда его прижимает течением к камню. Надувной плот безопаснее деревянного.
Для строительства надувного плота можно использовать камеры от автомобилей МАЗ-200, МАЗ-205. Раму плота из­готавливают из жердей ели диаметром 8-12см.- в зави­симости от размеров судна. Вязать лучше 2-миллиметровой обоженйой проволокой, перевязывая каждое пересечение крест-накрест. Раму можно вязать и капроновым шнуром. Крайние продольные жерди —лонжероны- укладыва­ют комлем вперед, средние- комлем назад. Снизу лонже­роны скрепляют поперечниками, расположенными между камерами. Жерди настила задвигают с носа и кормы между верхними и нижними поперечниками. Грузоподъемность плота из 8-10 камер от трактора ДТ-20 (вес камеры 6,5 кг) тако­ва, что позволяет принимать на борт б-8 человек с грузом. Плотовое снаряжение составляют: топор весом 1,2-1,5 кг, пила, долото, бурав, портняжные сантиметры, каран­даш для разметки (лучше синий с красным), рукавицы бре­зентовые, гвозди 150-200мм. (15-30шт.), веревки.
Веревки должны быть:
1) швартовая- основная или хлопчатобумажная, 10-миллиметровая, длиной 20-40м. для крепления деталей
подгребиц, багажника, запасного греба, рюкзаков;
2) киперная лента или равный ей по прочности шнур (50-100м);
3) свободный репшнур длиной 30-40м. для организации переправы с застрявшего плота, снятия его с камней и для других аварийных ситуаций;
4) веревка 5-7мм. для привязывания камер надувного плота- по 10 м на камеру.
Для надувного плота, кроме указанного выше, нужны ка­меры, автомобильный насос, набор для ремонта камер, про­волока для вязки рамы, пассатижи (1-2 на группу).
Каж­дый участник обязан иметь спасательный жилет, нож, непро­мокаемый вкладыш в рюкзак, личный запас спичек в непромокаемой упаковке. Управление плотом существенно отличается тем, что обыч­ный плот не имеет собственной скорости в потоке. Чтобы на­править его в нужную часть реки (разумеется, по течению), приходится или упираться в дно реки шестами, или отгре­баться специальными веслами - кормовой и носовой гребями, или, поставив плот под углом к течению, сохранять это положение с помощью рулевого весла.
Работая шестами, следует выносить их вперед возможно дальше от плота, чтобы, успев сделать толчок, поднять шесты при прохождении плотом точки упора. Всякое торможение непосредственно шестом исключено: плот навалится на шест и выбьет его из рук или сбросит человека в воду. При глубине более полутора метров шест практически бес­полезен. При слабом течении в этом случае можно приме­нить парус и руль или поставить обычные весла. Если ско­рость потока превышает 2 м/сек, то и на мелкой воде надо ставить на плоту хорошие греби.
 
Естественные и искусственные препятствия.
Мели, перекаты, быстрины, отельные камни, топляки, бере­говые заросли, завалы—весьма распространенные естествен­ные препятствия даже в несложных водных путешествиях.
Песчаные мели и перекаты. Для легких туристических судов они, как правило, серьезной опасности не представля­ют. Препятствия проходят по наиболее глубокому месту (так называемому «корыту»), которое можно определить по тем­ному цвету воды, большей скорости течения, крупной и ров­ной волне при ветре.
Быстрины. Удобные для движения на прямых участках рек без особенно больших уклонов, на поворотах они требуют осторожности. Во избежание навала лодки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега.
Топляки и одинцы. На малых и средних реках возможна встреча с затонувшими деревьями (топляками) и одиночны­ми камнями (одинцами). Если эти препятствия находятся под водой, то их узнают по кругам на воде, бурунам ниже препят­ствия или по так называемой «вершине треугольника», обра­зуемой двумя струями потока, разбивающегося о камень или дерево. Если одиночное препятствие замечено, то лучше заранее изменить курс и обойти его. Если этого сделать нельзя, то следует резко затабанить с борта, противоположного препят­ствию, а затем выровнять лодку.
Заросли. Нависшие над водой кусты, подмытые деревья часто служат причиной переворота (оверкиля) туристского судна. Поэтому на быстрых реках следует держаться подаль­ше от навального (вогнутого) берега с нависающей расти­тельностью и не пытаться затормаживать байдарку, ухватив­шись с нее за неподвижный предмет.
Завалы. Образуются там, где упавшие деревья перегора­живают реку. В случае завала лодку приходится обносить по берегу или расчищать небольшие проходы. При высокой ско­рости течения важно заранее пристать к берегу, чтобы не ока­заться затянутым под это препятствие.
Пороги. Порог — это короткий участок реки с большим падением и скоростью воды, обычно осложненный много­численными камнями или грядами и стоячими волнами от сходящихся струй. О приближении к порогу можно узнать по замедлению течения и гулу от падающей воды.
Пороги небольшой трудности могут встречаться туристам уже на маршрутах 1-1П категорий сложности. Поэтому надо знать хотя бы общие правила их прохождения.
Несложный порог по видимому фарватеру преодолевают, как быстрину, при положительной скорости лодки (т. е. наличии собствен­ной скорости вперед относительно движущейся воды). Если камней в русле много, и их нельзя обойти стороной, приходится маневрировать между ними. Для этого надо притабанивать со стороны препятствия и делать сильные гребки с другой стороны, стремясь как бы «обтечь» камень корпусом лодки, все время просматривая дальнейший путь вперед. На малых реках туристы должны держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями порога, так как здесь обычно глубина больше, а русло чище. Но на боль­ших реках, где есть опасность быть залитым стоячими волна­ми, надо избегать движения через вершину треугольника. В любом случае, если предварительный осмотр порога (а он для туриста-новичка обязателен) дает основания сомне­ваться в успешности его прохождения, надо обносить лодки или проводить их вдоль берега.
 
К искусственным препятствиям относятся мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы.
Мосты. На небольших реках их проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Предварительно надо убедить­ся, что перед мостом нет старых устоев, топляков, спиленных свай и других подводных и надводных препятствий. Следует помнить, что в пролетах течение заметно убыст­ряется. Подходить к мосту надо на малой скорости, взяв за­ранее точное направление. Особо осторожно надо проходить под мостами, пересекающими реки под острыми углами, вероятность навала на устой здесь наибольшая. Низкие мостки и клали. Туристы преодолевают их, отки­нувшись на дно лодки и предварительно убрав весла (на бай­дарке сняв волнорез и спинки). Иногда бывает необходимо подтоплять лодку, чтобы увеличить ее осадку. Тогда прихо­дится прибегать к помощи экипажа другого судна.
Паромные переправы. Проходятся в соответствии с положением парома: или посередине реки над тросом или под ним, прижавшись к высокому берегу.
 
Плотины, шлюзы, наплавные мосты, запани (цепи бревен, связанных тросом), лесные заторы, молевой сплав.
Эти пре­пятствия начинающие туристы-водники должны обносить. Не подходя близко к препятствию, надо пристать к берегу и про­смотреть путь волока. Перед обносом лодки и байдарки обыч­но разгружают. Если нет специальных тележек, байдарки пере­носят вдвоем на плечах или на руках, а лодки по ровной доро­ге перекатывают на обрубках бревен диаметром 10-15 см. В отдельных случаях узкие пешеходные наплавные мос­тики или западни без заторов можно преодолеть «в лоб», слегка притопив одно из звеньев моста или лесоудерживаю-щего бона. 
Шлюзоваться можно только при предъявлении маршрут­ного документа и по получении соответствующего разреше­ния от начальника шлюза. В шлюзе туристским судам не раз­решается стоять близко к стенкам и воротам камер, находить­ся между большими судами. Выходить из шлюза следует сзади каравана судов.
 
Что придпренять в случаи аварии. 
В случае любой аварии с первого ее момента вся группа находится в положении общего аврала. Главную тяжесть ра­боты берет на себя экипаж пострадавшего судна. Ликвидаци­ей аварии командует руководитель.
При обнаружении большой пробоины, пореза или разры­ва оболочки (обшивки) лодки надо сразу же постараться зат­кнуть ее и направиться к берегу.
Если поступление воды ве­лико, и откачать ее не удается, следует покинуть судно и, дер­жась за него, толкать к берегу.
Если лодку прижало бортом к сваям, каменной стенке, волнорезу и начинает кренить течением, а оттолкнуть судно от препятствия не удается, надо выбраться на препятствие и попытаться протащить лодку вдоль него или поднять на препят­ствие.
Севшее на мель или одиночный камень судно течение мо­жет развернуть и положить на бок. В этой ситуации прежде всего надо попытаться табанить или столкнуть лодку весла­ми, взятыми на «укол». Если это не помогает, то, промерив глубину, нужно сойти в воду и столкнуть облегченную лодку с камня или мели. Если глубина велика и сойти в воду не удается, следует осторожно переместить часть груза в ту часть судна, которая находится на плаву и, действуя веслами, сойти с препятствия.
Если судно опрокинулось на пороге, и пассажиры ока­зались в бурном потоке, надо ухватиться за лодку и плыть под ее прикрытием, а, пройдя порог, выбираться на берег, ис­кать унесенные вещи и весла.
Если судно опрокинулось на глубоком месте недалеко от берега, надо общими усилиями группы отбуксировать лодку и людей к ближайшему мелководью или к берегу, там вылить из нее воду и поставить на киль. Если берег далеко и имеются спасательные средства, нуж­но поставить лодку на киль и отчерпать из нее воду. Когда борта лодки окажутся над водой, один из членов экипажа залезает в лодку с кормы и откачивает оставшуюся воду. При этом оставшиеся суда страхуют аварийную лодку с бортов и держат ее по направлению ветра.
 
Спасание тонущего.
Если спасают тонущего с лодки, то нужно подойти к нему носом или кормой лодки. После этого один человек, лежа на носу или корме, зацепившись ногами за банку, помогает ему подняться в лодку. Вытаскивать тону­щего с борта не следует, так как создается угроза перевора­чивания лодки.
Если же тонущий ушел под воду, спасающий ныряет за ним, обвязавшись по поясу концом снасти, а ко­манда вытаскивает обоих. 
 
Меры безопасности.
В водном туристском походе группа обязана соблюдать следующие основные правила обеспечения безопасности:
-документы и деньги в непромокаемом мешке постоянно держать при себе в застегивающемся кармане или подвешен­ном
на груди;
-запас спичек, сухой спирт хранить в пласт­массовых или металлических емкостях с навинчивающими­ся крышками или в коробках с плотной крышкой, обмотан­ных по соединению ее с корпусом широкой изолентой или в туго завязанных полиэтиленовых мешочках;
-в мешках из полиэтилена держать палатку, спальные при­надлежности, запасную одежду, белье, продукты, боящиеся влаги;
-запасные весла, водосплавные средства, рюкзаки с лич­ными вещами, запасную обувь, ведро с посудой крепить за шпангоуты или другим подходящим способом;
-спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее состояние;
-в походе судно должно находиться в зрительной и голосо­вой связи с идущими впереди.
Категория: Туризм | Добавил: avtofishko (26.03.2011)
Просмотров: 3032 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Прогноз погоды

    Copyright MyCorp © 2024